Русская эмиграция в Югославии после революции 1917 года и гражданской войны

Максимиллиан Волошин Эти строки великий поэт великой революции Владимир Маяковский посвятил году. Но они отражали настроение народа и в период октябрьской революции го. Из дневника Зинаиды Гиппиус. И довольно стройно, с флагами, со знаменами, с музыкой. Увидели, что не только по нашей, но по всем прилегающим улицам течет эта лавина войск, мерцая алыми пятнами. Порою начиналась неожиданная, чисто вешняя пурга, летели, кружась, ласковые белые хлопья и вдруг золотели, пронизанные солнечным лучом. Такой золотой бывает летний дождь; а вот и золотая весенняя пурга. И нет этой светлости и даже ее понимания у тех, кто должен бы сейчас стать на первое место. Он хвастался, после убийства Гришки [Распутина], что"подавил революцию сверху. Я подавлю ее и снизу".

История белой эмиграции

Речь идет о тех гражданах России, которые вынуждены были бежать из своей страны после Октябрьской революции. По-видимому, их численность колеблется между полутора и двумя млн человек. Многие из них задерживались в Европе. Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев КСХС приняло порядка сорока тысяч русских беженцев, Белград в период между двумя мировыми войнами, наряду с Парижем, Берлином и Прагой, стал одним из самых крупных центров эмиграции.

Однако, хотя беженцы из России внесли наиболее значительный относительно других национальных общин вклад в жизнь страны, русская эмиграция в бывшей Югославии наименее известна и мало изучена. В какой-то степени это объясняется тем, что в нашей среде оказалось меньше, чем в других странах Европы, известных личностей, а также и тем, что чаще всего деятельность русской интеллигенции осуществлялась в рамках сербских и югославских учреждений и организаций.

Мы, сербы, а также и другие наши братья, которых нам В Белграде и после революции не прекратило деятельность русское.

То же произошло и у нас, в большом масштабе и на весьма продолжительный срок. Кроме оставления Родины ради спасения от жестокостей наступающего красного врага для всего мира она еще имеет большое политическое значение, туго воспринимаемое правительствами и народами свободных стран. За сверхполувековой срок после русской революции об эмиграции написано столько книг, статей и умозаключений, что повторяться больше уже не приходится, но дополнить все общеизвестное могут лишь личные воспоминая о том, что пережили сами эмигранты, и в этом отношении я постараюсь быть полезным.

Моя новороссийская эвакуация на тифозном госпитальном пароходе"Владимир" под флагом Красного Креста после продолжительного плавания по морям в полной неизвестности привела, наконец, меня с женой на греческий остров Лемнос , где и началась наша заграничная эмиграция. Первые впечатления от гостеприимного берега было удручающим: И все же эта первая зарубежная почва под ногами, тишина после многолетнего грохота орудий действовали успокаивающе, и появилась всеобщая уверенность в скором возвращении на Родину: Неизвестность будущей нашей судьбы на острове Лемнос продолжалась долго, пока не пришло радостное известие, что Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев гостеприимно принимает нас в свою страну.

Такого благородного и благодарного правительства за жертвенную помощь России сербам во время войны в других странах свободного мира, конечно, не было и не могло быть. Для оказания помощи русским эмигрантам, в большинстве случаев потерявшим все свое состояние, Королевское правительство сформировало"Державную Комиссию для русских беженцев" , взамен закрытого Императорского посольства, и эта Державная комиссия стала отстаивать русские интересы и помогать нам встать на свои ноги, чтобы перейти к жизни на собственное иждивение.

Державной комиссии также подчинялись все русские школы, гимназии и кадетские корпуса, получившие все права югославских государственных учебных заведений. Логично, что пока были живы Король и Патриарх, в их лице мы имели лучших защитников в нашем катастрофическом положении после потери Родины. Совсем не так благополучно обстояло дело с отношением к нам населения страны, где нам пришлось пережить и братскую любовь, и безразличие, и ненависть, доходившую даже до убийств русских.

О том, как развивались психологические расхождения между сербами и нами, я постараюсь ясно растолковать с подтверждением примерами, взятыми из жизни. И та, и другая сторона имели свои логичные причины и моральные оправдания в возникших разногласиях, главным образом, после смерти Короля, после проникновения коммунистической пропаганды в среду сербской интеллигентной молодежи и студенчества, и особенно, - после сформирования Русского Корпуса в составе немецкого вермахта , когда русские эмигранты надели форму ненавистного сербам жестокого оккупанта.

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. Этот раздел содержит оригинальное исследование. Здесь присутствует авторское исследование , не подтверждённое источниками.

в школах двух стран состоялся урок «Русская эмиграция в Сербии». . Отец профессора приехал в Сербию после гражданской войны из после отъезда из царской России. После Октябрьской революции всем.

Косик Виктор Иванович -- д-р ист. Вы дома здесь, и больше дома, Чем там, на родине своей, — Здесь, где господство незнакомо Здесь, где у власти и подданства Один язык, один для всех, И не считается Славянство За тяжкий первородный грех! Федор Иванович Тютчев Одной из стран, где они нашли сначала временное пристанище, а потом и постоянное место проживания, свой дом, стала Сербия. Для одних она стала матерью, другие считали себя пасынками.

Цвет интеллигенции, сравнительно легко находящей поле деятельности, и масса боевых офицеров в мирной стране. Молодые мечты и погасшие идеалы. Все это были полярные точки той жизни, в которой некоторые обретали второе дыхание, иные — утрачивали смысл бытия. Одни видели в сербах братьев по крови, религии, оружию. Другие, не встретив должного приема на сербской земле, и видя величественный памятник, воздвигнутый в центре Белграда Франции, а не России, как освободительнице, недвусмысленно обвиняли сербов в неблагодарности.

Президент Сербии: Принять Путина - исключительная честь для Белграда

Тропа Султана Магистральная дорога вдоль долины Моравы, связывающая Белград с Константинополем, уже во времена Византийской империи имела важное стратегическое значение. Вплоть до Нового времени это был главный путь, по которому войска шли на Центральную Европу в одном направлении или на Османскую империю, в другом.

Именно по этому пути Османский султан Сулейман Великолепный в , а затем в году вел свою армию от Стамбула до стен Вены.

Будучи своеобразным сколком с русского общества, эмиграция по своему . Вдали от России его и застали известия об октябрьской революции и.

Русская культурная эмиграция Русская культурная эмиграция Белград стал домом и творческой мастерской для многих деятелей культуры, эмигрировавших из России. Одни из них приехали в Королевство СХС уже зрелыми мастерами, известными в Европе и в мире, другие росли и вырастали, приобретали имя, свой стиль уже на сербской земле.

Академик живописи Степан Федорович Колесников, например, эмигрировал в Белград в году. Там он быстро снискал известность и вошел в моду. Уже в январе года белградцы смогли посетить выставку картин С. Но публике были представлены и картины совсем иного свойства: Особенно сербской прессой было отмечено изображение святого Николая Чудотворца. Говорят, что ко времени открытия выставки С.

Колесников написал, находясь в эмиграции, около ста картин. Следующая выставка художника состоялась в ноябре года, и она была удостоена посещения королевской четой. Колесникова боролись все лучшие белградские дома. Роман Николаевич Верховский, окончивший Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге, эмигрировал в году. Он работал в дворцовом ведомстве, в министерстве строительства, держал свое ателье.

Почему в пророссийской Сербии у власти находятся прозападные силы

В эмигрировала в Париж. В эмигрировал в Прагу. Значительная часть эмигрантов первой волны позднее переселилась далее в другие страны Европы. По оценкам профессора М. Йовановича, к началу х годов в Королевстве сербов, хорватов и словенцев от первой волны осталось проживать несколько сотен русских эмигрантов.

Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Сербию стал важным и русская эмиграция, которую приютили в Сербии после революции и.

В основание храма при строительстве была положена горстка русской земли, привезённой одним из эмигрантов. В октябре года согласно последнему волеизъявлению здесь похоронены посмертные останки Петра Николаевича Врангеля , видного руководителя белого движения и Главнокомандующего Вооружёнными силами Юга России. В храме имеется ценная коллекция икон, церковных реликвий и большая библиотека, вывезенные из России эмигрантами.

В наши дни церковь является глубоко почитаемой как среди русских, так и среди сербских прихожан. В храме ведутся все традиционные православные богослужения. Со дня основания в Свято-Троицком храме богослужения проводятся русскими священниками. Всего на русских участках компактно расположено могил, в которых находятся останки свыше 3 тысяч человек.

Ещё один совместный видеоурок проведен в школах России и Сербии

Российская эмиграция — х гг. Карпенко Российская эмиграция после г. Предопределили главное в ней — преобладание политической целесообразности и естественного желания сохранить жизнь над всеми материальными и моральными соображениями в пользу того, чтобы остаться на родине. В процессе формирования российской эмиграции после г.

Географически эмиграция из России была прежде всего направлена в страны Западной Европы. Самой большой по численности стала эвакуация частей Русской армии и гражданских беженцев из Крыма в Турцию, осуществленная на сотне с лишним военных и торговых судов.

Русская эмиграция в Югославии после революции года и церковная эмиграция в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев".

Октябрьская революция, объявившая классовый геноцид, выкинула за пределы России как раз наиболее цивилизованную часть общества. При всей социальной неоднородности эмиграции первой волны основу ее составляли люди с образованием, знающие иностранные языки. В той или иной мере они были приобщены к европейской культуре. Русская эмиграция оказалась весьма жизнестойкой.

У нас до сих пор где-то в подкорке сидит вдолбленное советской пропагандой представление о русском дворянстве и аристократии как о людях ни к чему не годных, белоручках, не способных жить собственным трудом. В эмигрантской литературе и мемуарах редко встретишь сетования по поводу потерянных капиталов, поместий и прочего имущества.

ПОЧЕМУ СЕРБИЯ ?///почему мы переехали жить в Сербию ?